Практически любое кадровое агентство пропускает через себя массу соискателей, претендующих на самые разные вакансии. Как правило, кандидаты по понятным причинам раскрывают больше личной информации именно в агентстве, нежели у работодателя. А это позволяет сотрудникам рекрутинговой компании заглянуть «по ту сторону баррикад», увидеть рынок труда глазами соискателя, проанализировать ситуацию, выявить общие тенденции и сделать выводы.
Современному кандидату доступно огромное количество информации, способствующей успешному трудоустройству. Работные сайты, профессиональные соцсети и другие ресурсы пестрят заголовками о грамотном подходе к этому сложному процессу: начиная от «лайфхаков» о том, как пройти интервью, заканчивая предложением платных и бесплатных услуг для соискателей.
Благодаря столь обширным возможностям подготовки некоторые соискатели и впрямь демонстрируют хорошие результаты на интервью. Но, к сожалению, нельзя сказать, что это стало трендом. Немалая доля кандидатов с трудом представляет, как вести себя на рынке труда. Часть из них и не пытается узнать, как сделать процесс поисков работы более эффективным. Более благоразумные соискатели обращаются к специалистам кадровых агентств или иным экспертам рынка труда за консультацией. На основании практики работы с подобными кандидатами можно сделать несколько выводов:
те, кто давно не был в поисках и не в курсе современных тенденций;
«взрослые» кандидаты;
руководители высшего звена;
сотрудники редких профессий или узких сфер деятельности;
специалисты с дефицитом времени на поиски.
Большинству кандидатов требуется, как минимум, консультация специалиста. Как максимум, сопровождение в течение всего поиска. Несмотря на обилие полезных советов, которые можно найти на просторах Интернета, соискатель либо ленится читать, либо не знает, с чего начать, либо не располагает временем для этого. Вот почему личная консультация оказывается вполне эффективна.
В период экономического кризиса рынок труда, разумеется, несколько поменялся. Глобальные и очевидные изменения проявились в том, что в связи с сокращениями и прочими негативными для работника явлениями количество кандидатов заметно возросло, конкуренция на вакансии, соответственно, повысилась. Работодатель расширил требования, увеличил время рассмотрения кандидатов на вакансии и «с толком, с чувством, с расстановкой занимается обновкой» штата сотрудников. Выбирают «лучших среди лучших».
Действия соискателя можно классифицировать по простому критерию: адекватные и неадекватные рыночной ситуации. Что касается последних, то в начале кризиса явно ощущалась «паника» среди кандидатов: безработные активно «бомбардировали» открытые вакансии, даже если они совершенно не соответствовали их профилю. Затем «штурмовали» звонками компанию, опубликовавшую желаемую позицию. При этом зарплатные ожидания кандидатов увеличивались в 1,5–2 раза. Мотивировалось это ростом цен на необходимые услуги и продукты.
Некоторое время назад ситуация поменялась. Модель поведения соискателя стала более спокойной и несколько скорректировалась под сложившиеся условия. Кандидат стал готов снижать зарплатные ожидания и не требовать взамен расширенный соцпакет. Тем не менее, соискатели по-прежнему разборчивые и наличие тестовых заданий при отборе, территориальное расположение, бренд и позиция компании на рынке продолжают влиять на выбор будущего работодателя.